В Малом зале Центрального дома литераторов прошло празднование десятилетнего юбилея творческого дуэта писателей Галины и Павла Барышниковых. Галя – выпускница Литературного института им.                 М. Горького, ученица А. Приставкина. Её и Павла опекал известный критик Л. Аннинский. С благодарного воспоминания о нём и начали супруги юбилейный вечер. С поздравлениями к ним обращались друзья – писатели, барды, художники, актёры, певцы. Корзину цветов юбилярам преподнёс секретарь Правления Союза писателей России Павел Кренёв. Павел и Галина проводят Рождественские чтения в библиотеке г. Пушкино, в которых в этом году участвовал и писатель-помор П. Кренёв, представивший книги последних лет, и православная писательница Нина Орлова-Маркграф, член Союза писателей России. За роман «В тени летящей птицы» супруги стали дипломантами международной литературной премии имени Ф. Искандера и премии имени В. Короленко. В этот вечер Павел Кренёв, председатель жюри премии им. Короленко, вручил диплом этой премии и давнему другу юбиляров Нине Орловой-Маркграф, которая не смогла побывать в Геленджике на официальной церемонии награждения.

 

В Университете мировых цивилизаций (УМЦ) завершилась первая в истории этого учебного заведения учебно-деловая игра. Студенты представили проекты, посвящённые объединению культур России и новых регионов – ЛНР и ДНР. Независимые эксперты подвели итоги и оценили научные работы будущих специалистов. Павел Григорьевич Кренёв вошёл в состав авторитетного жюри, в которое были приглашены руководители нескольких московских вузов и депутаты Государственной Думы.

После окончания трёхдневной учебно-деловой игры, в которой участвовало более тысячи студентов и преподавателей, ректор УМЦ, профессор Олег Николаевич Слоботчиков лично вручил известному писателю благодарственное письмо за значительный вклад в развитие культуры и науки и поддержку молодёжи.

Подарки читателям из регионов от профессионалов индустрии

В Доме Ростовых собрались известные издатели, редакторы, библиотекари, писатели, журналисты, чтобы публично объясниться в любви избранным книгам — и немедленно расстаться с ними. Отнимали от сердца самое, можно сказать, дорогое, заветное, но с радостью, с уверенностью в том, что у возлюбленных книг — достойная жизнь впереди: все они скоро отправятся в районные и поселковые библиотеки по всей России. Эта акция помощи библиотекам малых городов и отдаленных селений…, приуроченная к Международному дню книгодарения (отмечается 14 февраля в 44 странах мира), так и называется «Дарите книги с любовью»…Коллективный портрет отборной современной литературы включил в себя и впечатляющее комментированное издание «Евгений Онегин. Пропущенные строфы. Другие редакции и варианты», и «Энциклопедию Поморья в очерках и рассказах коренного помора» Павла Кренёва: обе книги принес главред радио «Книга» Егор Серов.

Антонина Крайняя («Литературная газета», № 7 (6872) с. 18)

22 февраля, накануне Дня российской Армии, Павел Кренёв встретился с юными читателями в детской библиотеке № 202 на Химкинском бульваре, где давно уже любят и знают его творчество. Около полусотни второклассников засыпали писателя вопросами о его учёбе в Суворовском училище, о том, как начиналась его творческая жизнь, о его детстве и первых книгах. По мнению сотрудника библиотеки Елены Киселёвой, сегодня Павел Кренёв — один из самых популярных писателей для подростков в этом районе Москвы — его новую книгу трудно найти на абонементы, она нарасхват, всё время находится у читателей.

Двухчасовой разговор с юными читателями оказался заинтересованным и интересным. После таких интересных творческих встреч молодое поколение, отрываясь от айфонов, действительно выбирает книгу.

В старинном белорусском городе Полоцке в зале заседаний музея-библиотеки Симеона Полоцкого прошла творческая встреча с писателем Павлом Кренёвым, который представил свои новые книги, отмеченные в последние годы такими престижными премиями, как патриаршая премия имени С. Аксакова, премией имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, международной премией имени Ф. Искандера. Кроме того, речь шла и о «Полоцкой литературной тетради», опубликованной в журнале «Литературные знакомства», представившей около двадцати местных литераторов. Сердечно и вдохновенно отозвался писатель, с юных лет любящий Белоруссию, о творчестве белорусских литераторов.

В старинном белорусском городе Полоцке в зале заседаний музея-библиотеки Симеона Полоцкого прошла творческая встреча с писателем Павлом Кренёвым, который представил свои новые книги, отмеченные в последние годы такими престижными премиями, как патриаршая премия имени С. Аксакова, премией имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, международной премией имени Ф. Искандера. Кроме того, речь шла и о «Полоцкой литературной тетради», опубликованной в журнале «Литературные знакомства», представившей около двадцати местных литераторов. Сердечно и вдохновенно отозвался писатель, с юных лет любящий Белоруссию, о творчестве белорусских литераторов.

В декабре завершился второй международный конкурс молодых критиков. Издательство «Библио ТВ» выпустило книгу, в которую, по рекомендации одного из организаторов конкурса — секретаря Союза писателей Москвы Александра Себелева, как оригинальный образец писательской критики было включено эссе Павла Кренёва «Я свидетельствую», посвящённое роману «Тихий Дон» Михаила Шолохова, написанное на основе работы автора в закрытых архивах спецслужб и завершающееся сюрреалистической сценкой чаепития писателя с любимым классиком. Одним из победителей конкурса стал тридцатитрёхлетний культуролог, сотрудник Витебского государственного телевидения Артемий Василевич, написавший эссе памяти критика Валентина Курбатова.

По поручению жюри, Павел Кренёв, побывав в Витебске, вручил диплом победителя Артемию Василевичу.

В конференц-зале крупнейшего книжного магазина Москвы «Библио-глобус» прошёл однодневный фестиваль научно-популярной литературы, в котором приняли участие издатели, учёные, литературные критики, писатели. Фестиваль организовал Клуб детской книги и семейного чтения, работающий здесь в течение последних трёх месяцев.

Одна из его организаторов, литературовед Лола Звонарёва представила новую книгу Павла Кренёва «Энциклопедия Русского Поморья в очерках и рассказах коренного помора», выпущенную московским издательством «Проспект». Она поведала интересные факты из жизни писателя, рассказала о его рождении  в легендарной деревне Лопшеньга, которая расположена на берегу Белого моря, о годах учёбы в Ленинграде, первых детских книгах, вышедших в 80-е годы прошлого века, о многочисленных премиях и переводах на иностранные языки, упомянув недавно выпущенную в Китае на двух языках антологию русской детской литературы, куда вошёл рассказ прозаика «За форелью».

Заинтересованные гости фестиваля разных возрастов задавали вопросы, участвовали в литературной викторине, получая в подарок книги, открытки и журналы «Литературные знакомства» и «Серебряные сверчки».

 

К чему мы приходим?

(выступление Павла Кренёва в Московской Думе)

В Московской городской Думе состоялся круглый стол «Союз нерушимый. К 100-летию образования СССР: 1922-2022», который вёл историк и публицист Евгений Юрьевич Спицын.

Выступивший в прениях секретарь Союза писателей России Павел Григорьевич Кренёв рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются рыболовецкие предприятия Поморского Севера в последние годы на примере родного для него колхоза "Заря" Приморского района Архангельской области.

Хотя в акватории Белого моря в настоящее время имеет место излишек рыбных запасов, прибрежные хозяйства лишены возможности вылавливать их. Это связано с тем, что инфраструктура рыболовецкого Поморья давно приведена в негодность, а средств к её воссозданию не имеется. Все оборотные средства в руках крупных хозяйств, которые вывели их с беломорских берегов,  от местных колхозов в  крупные города, где располагаются их финансовые центры. Они оттуда руководят, например, колхозным рыболовецким флотом, занимающимся ловлей рыбы в мировом океане, а не у себя дома - в бассейне Белого моря, где в последние годы имеет место избыток рыбных запасов. Они забросили свои деревни, оставшиеся без налаженной системы хозяйствования, без колхозов, которые не занимаются прибрежным ловом, всегда прибыльным и важным для поморов. Теперь руководство колхозов не в деревнях, где они всегда находились, а совсем в других местах, вероятно, более комфортных и уютных. В нынешнем колхозном руководстве теперь нет деревенских жителей. Сейчас это сплошь чужаки, пользующиеся не ими нажитым добром.

  А поморские деревни, в недалёком прошлом все - колхозы миллионеры, стоят брошенные хозяином - государством, хиреют, теряют людей. Молодёжь из них разъехалась по городам и продолжает уезжать.В результате это будет страшный, имиджевый удар по репутации нынешнего государства: рыбные хозяйства древнего Поморья, всегда славно трудившиеся на благо страны и народа, во все времена крепко стоявшие на ногах, вынесшие на своих плечах тяжелые лихолетья, устоявшие в разрушительных войнах, впервые за столетия до основания разрушены при попустительстве своего же государства, на благо которого поморы всю жизнь честно трудились.

Как можно допустить, чтобы, живя рядом с морем, избыточно полным рыбой, люди разбегались от того, что им не на что жить? Зайдите в наши магазины, там нет, допустим, беломорской сельди пряного посола – гастрономической поморской гордости нашего края. Она не успевала долететь до прилавков – люди расхватывали её с большой охотой. Он таяла во рту, эта селедка! Я знаю это хорошо, так как мой отец –начальник местного рыбзавода, мастер засола рыбы делал свою работу настолько хорошо, что его продукция шла на кремлевские столы, и отец этим гордился. Я помню настоящий вкус отцовской селёдочки, она таяла во рту. Теперь её нет на прилавках, как нет и настоящего семужьего посола – украшения праздничных столов. Всё это куда-то уплыло от нас и при таком хозяйствовании, похоже, не вернётся уже никогда.

Печально.  Но самое для меня печальное: на глазах угасает исконный поморский образ жизни, хиреют и пустеют поморские берега, рушится веками складывавшийся образ жизни поморских тружеников, людей, которыми всегда гордилась страна.

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПАВЛА КРЕНЕВА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 В современных педагогических и методических исследованиях активно разрабатываются вопросы развития личности обучающихся в их предметно-практической деятельности, а также внедрения активных и интегративных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. В этой связи выбор темы нашего исследования и ее актуальность обусловлены следующими причинами: потребностью в разработке теоретически обоснованных методических рекомендаций по введению в школьный курс литературы произведений современной русской литературы на основе контекстного и сравнительно-сопоставительного изучения произведений, включенных в действующие школьные программы по литературе и предлагаемыми авторами исследования для введения в круг чтения современных подростков, а также поиском методов и приемов повышения эффективности литературного образования школьников.

В связи с поиском произведений современных русских писателей для включения в круг чтения школьников, мы обратились теме «Природы и Человека» в современной русской литературе и к творчеству П.Г. Кренёва.

Тема взаимоотношения Природы и Человека в отечественной литература хорошо разработана как в классической литературе, так и в современной прозе в школьную программу включены произведения С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и многих других писателей, писавших о взаимоотношениях человека с миром природы. Однако современные писатели находят новые пути художественного освоения этой темы.

Тема «Человек и Природа» в современной прозе хорошо исследована в современном литературоведении, например, в трудах А.И. Смирновой, Е.Н. Бондаренко изучены основные направления и особенности эволюции русской натурфилософской прозы второй половины ХХ века [9; 1]. Обратимся к творчеству известного русского писателя, публициста, общественного деятеля – Павла Григорьевича Кренёва (Поздеева), который нашел свою, неповторимую тему – изображение поморского быта и обычаев, судеб людей и природы сурового и прекрасного русского Севера, берегов Белого моря, Поморья, Архангельского края, где писатель родился и вырос. Высоко оценивая творчество П.Г. Кренёва, известный русский писатель В.Н. Крупин считает, что П.Г. Кренёв наследует лучшие традиции русских писателей-северян: Б. Шергина, Ф. Абрамова, В. Личутина и других – в изображении Русского Севера, где «Суровая природа созидала выносливые характеры. Здесь любовь и дружба были естественными. Взаимовыручка, бескорыстная помощь, жертвенно были не доблестью, а нормой жизни» [1, с. 11].

П.Г.Кренёв – автор более 14 книг прозы, лауреат всероссийских литературных премий – Александра Невского, Н.С. Лескова, победитель фестивалей «Золотой витязь», XV Артиада народов России, «Русские мифы» (Черногория, 2018), «Русский Гофман – 2019), золотых медалей В.М. Шукшиа и М.А. Шолохова. Оригинальность творческой манеры письма, неповторимость характеров персонажей отмечают многие коллеги писателя, в том числе и переводчики. Заметим, что произведения П.Г. Кренёва переведены на более десятка языков. Так, известная польская поэтесса, переводчица и издатель Малгожата Мархлевска перевела три рассказа П.Г. Кренёва на польский язык («Беляк и Пятнышко», «Маргарита Глебовна» и «Звездочка моя ясная»). Она пишет: «Проза Павла Кренёва в моей работе переводчика – своеобразный вызов и прилив вдохновения» [8, с. 67]. Особенно привлекли её необычный мир побережья Белого моря, Поморья, о котором она никогда не слышала, а также богатство родной природы «блестяще воссозданной в мастерски написанных лирических пейзажах» [8, с. 67]. Переводчик произведений П.Г. Кренёва на турецкий язык Севинч Учгюль отмечает, что рассказы П.Г. Кренёва «как и сам автор, потрясают удивительным спокойствием, доброжелательностью и мудрость» [10, с. 72]. Во всех литературно-критических статьях, читательских отзывах отмечается, что «напевная, поэтичная разговорная речь героев, обладающая образными лингвистическими особенностями, выводит прозу Павла Кренёва на поэтический уровень» [2, с. 9]. Литературно-критические публикации и отзывы о творчестве писателя, позволят учителю и ученикам глубже проникнуть в художественный мир современного писателя.

В произведениях П.Г. Кренёва привлекают сильные, цельные характеры героев – жителей Беломорского Приморья, преимущественно занимающихся охотой, рыболовством, хорошо знающих повадки диких животных, живущих в гармонии с природой. В произведения П.Г. Кренёва особую роль выполняет пейзаж. Это не просто фон, на котором развивается действие, а полноценные живописные картины суровой, но прекрасной северной природы, когда человек наиболее остро ощущает свою глубинную связь с миром Природы. Только на Русском Севере, вдали от больших городов, где на тысячи километров протянулись непроходимые леса, тайга, или же на бескрайних просторах Белого моря, человек может ощутить величие первозданной природы, почти раствориться в ней. Тем острее и контрастнее воспринимаются ошибки, жестокость и преступления людей. Автор проверяет своих героев через их отношение к представителям дикой природы, среди которых даже такие грозные животные, как медведи и волки оказываются бессильными перед жестокостью людей, а тюлени тем более становятся легкой добычей человека. В то же время во многих рассказах и повестях П.Г. Кренёва люди спасают животных, помогают им в трудных ситуациях, ощущают глубинное родство с миром природы.

 

Литература

  1. Бондаренко, Е.Н. Натурфилософская проза второй половины XX века: концепция личности: автор. дис. ... канд. филол. наук; Орлов. гос. ун-т. – Орел, 2010. – 23 с.
  2. Ефимовская В. Богатство (Антология добра в творчестве Павла Кренёва) //Павел Кренёв – вдохновенный певец Поморья: сборник статей и рецензий. – М.: Нонпарелъ 2019. – С. 7 – 30.
  3. Кренёв П.Г. Добрые люди. Повести. Рассказы. – М.: Изд. дом «Сказочная дорога», 2015. – 384 с.
  4. Кренёв П.Г. Звёздочка моя ясная: на польском и русском языках (пер. на польский М. Мархлевска). – М.: Технология, 2022. – 206 с.
  5. Кренёв П.Г. Первый бал Пеструхи: Сб. рассказов о природе – животных, птицах, рыбах. – М.: СП Москвы, 2020. – 306 с.
  6. Крупин В.Н. И во человецех благоволение // Литературные знакомства. – 220. – № 4 (48). – С. 10 – 13.
  7. Маркова Т.Н. Эволюция концепции человека и психологизма в русской прозе ХХ века // Вестник Челябинского гос. ун-та, 2002. – Т.2. – № 1. – С. 42 – 58.
  8. Мархлевска М. Настоящая литература // Литературные знакомства. – 220. – № 4 (48). – С. 67 – 68.
  9. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза 1960 – 1980-х годов: философия, мифология, поэтика: автореф. дис… д-ра. филол. наук; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 1995. – 41 с.
  10. Учгюль С.Подарок Павла Кренёва читателям без границ // Литературные знакомства. – 220. – № 4 (48). – С. 71 – 72.
По приглашению Ассоциации союзов писателей и издателей (президент – С.А. Шаргунов), Павел Кренев с 10 по 30 ноября участвовал в программе АСПИ «Литературные резиденции». Он провёл эти 20 дней в Доме творчества театральных деятелей в посёлке Комарово под Петербургом, где работал над новым романом об интервенции на Русском Севере «Расшумелося Белое море». За это время состоялось несколько творческих встреч прозаика с читателями, организованных сотрудниками Ассоциации.
 
 
19 ноября в «Книжной лавке писателей» на Невском проспекте Павел Григорьевич выступил с рассказом о своих книгах вместе с известным критиком Андреем Рудалёвым в рамках цикла бесед «Литература на сломе времён».
Писатели разных поколений, работающие в различных жанрах, собрались, чтобы обсудить, какие сюжеты и персонажи возникают на сломе времен, какие из них потом остаются в литературе и какие ориентиры нужны читателю в этот непростой период.
Самым старшим и наиболее опытным участником беседы стал прозаик - Павел Кренёв (первая публикация у него состоялась еще в 1961 году). Он родом из деревни Лопшеньга, которая находится на берегу Белого моря. Практически все персонажи Кренёва - простые люди, часто деревенские, которые переживают вместе со страной как расцвет (в Лопшеньге в советское время были рыбзавод, маслозавод, ферма, огромная конюшня), так и упадок (после 90-х все промыслы в деревне постепенно исчезали, а жители разъезжались). Павел Григорьевич считает, что писатель должен оставаться верным своим персонажам в любое время: именно через их жизнь и показывается вся сложность эпохи, ее трагедия или героизм.
 

Критик и прозаик Андрей Рудалёв из Северодвинска, можно сказать, специализируется на теме «смутного времени». За день до беседы в Петербурге прошла презентация его книги «Время распада».
Культура отмены, по мнению Рудалёва, началась еще в конце 80-х. И стихи, и проза того времени - создание пустоты, ощущения безвременья. Появилось отстранение литературы от происходящего здесь и сейчас, литераторы перестали отвечать на актуальные вопросы, ушли в постмодернистскую игру.
При этом стала формироваться идеологическая литература либерального толка со своими штампами. «Это как современное кино о Великой отечественной войне - обязательно должны быть загранотряды, ужасные политруки и бездумные командиры, все заваливающие трупами. Идеологические штампы сформировались и сильно стреножили развитие литературы, становясь символом престижа: если хочешь стать успешным, надо попасть в определенную идеологическую матрицу», - считает Андрей Рудалёв.
Выход, который предлагает писатель: создать противовес монопольному издательскому бизнесу. О чем сейчас писать? О большой стране, о ее географии от Белого моря до Дальнего Востока, и о людях, ее населяющих. Поскольку современная культура или москвацентрична, или тянется к западу, читателю настала пора заново открывать для себя Россию.
 
 
21 ноября была организована встреча П.Г. Кренева со студентами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена из цикла «Мастерские – молодым писателям. Опыт участников». Прозаик передал в библиотеку университета несколько своих книг и ответил на многочисленные ответы студентов-филологов.
Кроме того, сотрудник санкт-петербургского отделения ГТРК «Россия» Евгений Юрьевич Каминский записал 50-минутную радиопрограмму «Дар слова» с рассказом писателя о своём творчестве и секретах мастерства, который в декабре прозвучал по всероссийскому радио, которая прозвучала в эфире 11 декабря 2022 года.
 
8 декабря в Университете мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского в рамках медиафорума «МедиаJazz» состоялся круглый стол, посвящённый«Военной журналистике». Современность диктует новые условия: мы вынуждены жить на стыке цивилизаций в эпоху конфликтов на политической арене. Карьера военного журналиста всё больше привлекает молодых людей.
Как объективно подать информацию и освятить события, дать точный анализ и соблюсти правила безопасности в экстремальных условиях?
Павел Григорьевич Кренёв, состоявший долгое время на военной и государственной службе на высших должностях, поведал о тонкостях работы военного журналиста, с душевной теплотой отвечая на многочисленные вопросы студентов:
- Как изменилась военная журналистика за последние 20 лет?
- По канонам, журналистика должна быть объективной. Вас этому, конечно же, учат, чему учили и нас 40 лет назад в Ленинградском государственном университете. В этом и заключается сложность. Сложность возникает и при подаче аналитического материала. Журналистике до сих пор присуща субъективность, в том числе и военной…
 - А случалось, когда военный журналист работал в разведке?» – поинтересовалась абитуриентка, участница форума, прибывшая из северного Уренгоя.
Вопрос задаёт новый вектор бурному обсуждению: Павел Григорьевич вдохновенно рассказывает захватывающие истории из своей жизни.
- У вас было такое, когда вы находились на грани рассекречивания?» - звучит голос с последнего ряда и вызывает добродушный смех у всей аудитории.
Студенты воодушевлённо выступили с докладами о судьбах любимых военных корреспондентов, обозревателей. Звучали имена: Александр Коц и Юрий Котёнок.
 
 
@Елена Лушникова,
модератор круглого стола, студентка 3-го курса факультета
журналистики УМЦ

Классик литературы Павел Кренев работает над романом о гражданской войне на Севере. Особенностью работы автора является то, что он сначала пишет текст в блокноте ручкой, а затем оцифровывает, т.е. набирает на компьютере. "Мне так легче редактировать текст", - поясняет Павел Григорьевич.