РАССКАЗ «ЗА ФОРЕЛЬЮ» ПЕРЕВЕДЁН НА КИТАЙСКИЙ
 
В Китайской народной республике в конце 2022 года вышел под условным названием «ТОМ РОССИЯ» с подзаголовком - «Классика детской литературы стран «Одного пояса, одного пути» (Первая серия).
В проекте издательства – ещё пять томов: «Том Китая», «Том Малайзии», «Том Непала» и «Том Лаоса». Составитель – Ван Цзяньчжао, переводчики – Хань Юэ и Ву Шэнянь.
В книгу вошли сказки, рассказы, притчи лучших русских детских писателей – от А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке») и Л.Н. Толстого («Филиппок», «Акула», «Прыжок») до авторов ХХ1 века.
Среди авторов этой уникальной антологии – Павел Кренёв.На китайский язык переведён его рассказ «За форелью». Прочитать рассказ можно здесь https://krenev.org/morskie-istorii/za-forelyu. Он также вошел в книгу "Шелоник".
 
 
20 января в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова состоялась церемония награждения  финалистов II Всероссийского конкурса молодых критиков, организованного в рамках проекта «#Академия: премия литературных критиков и менторская программа поддержки молодых писателей», реализованного АНО «Информационно-просветительским центром БИБЛИО ТВ» при поддержке Фонда президентских грантов, ГБУК «Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова». В число финалистов вошли студенты и молодые литераторы из разных вузов Москвы, Твери,
Екатеринбурга, Кирова, Петербурга и других городов России.
Казалось, будто в Голубой гостиной Библиотеки искусств им А.П.Боголюбова вершится чудо: глазам юных талантов открывается завеса таинственного и ещё неизведанного. На церемонии награждения немало слов было сказано о современной критике.
Владимир Олегович Семёнов, руководитель проекта, директор библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова открыл церемонию награждения приветственным словом.
Александр Альбертович Себелев, заместитель директора библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова, точно и лаконично описал состояние современной критики, поздравил дипломантов и пожелал дальнейших успехов.
Павел Григорьевич Кренёв искренне выразил отношение к критике: «В детстве, ещё в школе, нам выставляют оценки учителя. В молодости мы получаем оценки в институте и университете. Критика для писателя - честная оценка творчества. Я с любовью отношусь к критике, понимаю её необходимость… Критика указывает на достоинства и изъяны, помогает определиться, направляет писателя…».
И действительно, взмахом пера критик способен как разрушать, так и созидать. Юный человек должен понимать: критика – мощный инструмент, помогающий современному читателю ориентироваться в литературном потоке.
Елена Погорелая, литературный критик, редактор отдела современной литературы в журнале «Вопросы литературы», говорила о развитии литературы XXI века: «Двухтысячные – эпоха поэзии, 2010-е – прозы, и, я думаю, 2020-е станут эпохой переосмысления двух десятилетий. Эпохой критики».
 
 

Из рекламного проспекта книги: "Вы держите в руках интереснейшую книгу. Не так уж часто произведения такого уровня появляются на книжных прилавках.
Согласитесь, что одним из увлекательных уголков нашей Родины является Русский Север. Малоизведанная, во многом таинственная земля. Автор книги, Павел Григорьевич Кренёв, известный писатель, лауреат многих литературных премий – сын этой земли. Его родина – село Лопшеньга, такое же древнее, как сама эта земля.
Со страниц сборника на вас повеет бесконечной любовью автора к своей родине и к ее людям. Вы узнаете, как живет и чем дышит Русское Поморье. Многие, пока незнакомые, непонятные термины и слова, присущие поморскому наречию, так называемой поморской говори, обретут совершенно ясное, как бы давно уже знакомое и родное звучание. И вы захотите побывать в этом очаровательном крае".

1. Река детства. Повесть, рассказы, этюды, эссе. – Л.: Лениздат, 1986. – 269 стр.

2. Краски моего моря. Повести и рассказы. – Л.: «Детская литература», 1990. – 174 стр.

3. Под Большой Медведицей. Повести. – М.: Издательский дом «Сказочная дорога», 2013. – 288 стр.

4. Девятый. Повесть. – М.: Издательский дом «Сказочная дорога», 2013. – 128 стр.

5. Мужской поступок, рассказы. – С.-Петербург: «Русь», 2014. – 192 стр.

6. Добрые люди. Повести. Рассказы. – М.: Издательский дом «Сказочная дорога», 2015. – 384 стр.

7. Четыре дня белых ночей. Повести и рассказы. – Москва: Российский писатель, 2015 – 400 стр.

8. Мятеж, которого не было. Неизвестные страницы советской истории. - М.: «Вече», 2015. – 288 стр.

9. Поздней осенью, на Казанскую. – М.: «Вече», 2017. – 320 стр.

10. Девятый. Повести, рассказы. – М.: «Вече», 2017. – 320 стр.

11. Светлый-пресветлый день. Рассказы и повести. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2017. – 352 стр.

12. Беляк и Пятнышко. – GDYNIA: «PIEKNY SWIAT», 2018. – 100 cтр. (на польском и русском языках).

13. Берег мой ласковый. – М,: Вече, 2019. – 400 с.

14. Девятый. Повесть /на болгарском языке. Переводчик профессор Ивайло Петров. – Велико Търново: Ивис, 2019.

15. Поморские истории. / Составители И. Грачева, П. Кренёв. Послесловие В. Ефимовской, Н. Дорошенко, О. Звонарёва, В. Караджича. /на русском и сербском языках. Перевод на сербский В. Караджича – М.: Литературные знакомства, 2020 — 160 стр.

16. На огневом рубеже // Путеводная звезда. № 1. 2020. – 80 с.

17. Вдохновенный певец Поморья. – Нонпарель. 2019. — 54 стр.

18. Поморский полк. – Архангельск: Лоция, 2020

Творческая биография Павла Григорьевича Кренёва (Поздеева)

29 октября 1950 г. – родился в деревне Лопшеньга Архангельской области в семье сельской учительницы Ольги Георгиевны Поздеевой и директора местного рыбного завода Григория Павловича Поздеева

Зима 1961 г. – первая публикация сочинения «Какой я вижу свою деревню через 20 лет» 5-классника Лопшеньгской сельской школы Павла Поздеева в районной газете «Ленинский завет»

1966-1969 гг. – учёба в 9-11 классах Ленинградского суворовского военного училища (получил диплом военного переводчика с английского языка)

1969-1971 гг. – служба в рядах Советской армии (закончил Школу военных корреспондентов при редакции окружной газеты «На страже Родины»)

1972-1976 гг. – учёба на факультете журналистики Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова

1973-1976 гг. – работа в редакции отраслевой судостроительной газеты «На трудовой вахте» в должности ответственного секретаря и заместителя редактора

С конца 1970-х по 1987 гг. – постоянно публикуется в сборниках прозы молодых авторов, а также в журналах «Аврора» и «Нева»

1985 г. – выход первой книги прозы «Река детства» (Л., «Лениздат») под псевдонимом Павел Кренёв

1988 г. – выход книги рассказов и повестей «Краски моего моря» (Л., «Детская литература») по рекомендации известного писателя Валерия Воскобойникова и Глеба Горышина

1988 г. – вступление в Союз писателей СССР по рекомендациям Глеба Горышина, Глеба Горбовского, Евгения Кутузова

1987-1990 гг. –учёба в аспирантуре Академии безопасности Российской Федерации, переезд в Москву

1990-1992 гг. – работа в должности научного сотрудника, старшего научного сотрудника в Академии безопасности Российской Федерации,

1990 г. – защита диссертации на степень кандидата юридических наук по теме «Становление и развитие оперативной деятельности в органах ВЧК-ОГПУ»

1987-1992 гг. – более 20 научных и исторических публикаций статей и очерков в научной и публицистической прессе

1992-1997 гг. – работа на ответственных должностях в Аппарате Администрации Президента РФ

1996-1997 гг.  – работа в должности Полномочного Представителя Президента РФ в Архангельской области

1996 г.  – Награждён Почётной грамотой Президента Российской Федерации.

1997-2000 гг. – работа в должности заместителя председателя исполкома Координационого совета отечественных товаропроизводителей (председатель – Рыжков Н.И.)

2000-2002 гг. – руководитель Строительного объединения Управления делами Президента РФ

2002-2009 гг. – руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Московской области

2005 г.–награждён Грамотой Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона «За систематическую помощь в благоустройстве Архангельской епархии».

2007 г. – награждён Грамотой от Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия «За государственные труды по возврату имущества православных приходов Московской области».

2009 г. – награждён Орденом Преподобного Сергия Радонежского за воздвижение храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в деревне Лопшеньга Приморского района Архангельской области

2013 г. – выход сборника повестей «Под Большой Медведицей» и политического детектива «Девятый» в московском издательском доме «Сказочная дорога»

2014 г.  – выход сборника рассказов о детстве «Мужской поступок» в санкт-петербургском издательстве «Русь»

2015 г. – выход сборника повестей и рассказов о детстве«Добрые люди»в московском издательском доме «Сказочная дорога», книги повестей и рассказов «Четыре дня белых ночей» в московском издательстве «Российский писатель», сборника статей и исторических исследований «Мятеж, которого не было. Неизвестные страницы советской истории» в московском издательстве «Вече».

2017 г. – выпуск двух сборников повестей и рассказов «Поздней осенью, на Казанскую» и «Девятый» в московском издательстве «Вече».

2016 г. – вручение в малом зале ЦДЛ премии имени Н.С. Лескова за книгу прозы «Мужской поступок» (СПб.: «Русь», 2016)

2017 г. – выход сборника рассказов и повестей «Светлый-пресветлый день» в московском издательстве «У Никитских ворот»

2017 г. - вручение в конференц-зале Александро-Невской Лавры в Петербурге премии имени Александра Невского  за книгу прозы «Мужской поступок» (СПб.: Русь», 2016)

2017 г. – секретарь Правления Союза писателей России

с января 2018 г. по настоящее время– постоянный участник и эксперт радиопрограммы «Литературная гостиная» фонда «Русский мир»

февраль 2018 г. – избран на 15-м съезде Союза писателей России секретарем Союза писателей России, заместителем председателя Правления Союза писателей России, статс-секретарем Союза писателей России

июнь 2018 г. – победитель Х международного литературно-художественного фестиваля «Русские мифы» (Дженовичи, Черногория) по номинации «проза»

июнь 2018 г. – выпуск повести «Беляк и Пятнышко» на польском и русском языках (перевод М. Мархлевской, предисловие – кандидата ист. наук, доцента ИМЦ О. Звонарёва, издательство «Прекрасный мир», ГдыняGDYNIA: «PIEKNY SWIAT»)

октябрь 2018 г. – победитель 1Х Международного славянского литературного форума "Золотой Витязь" в номинации "Проза"

в 2018 г. – творческие вечера и презентации книг прошли в школах, библиотеках, университетах и выставочных залах Москвы, Новгорода, Архангельска, Нижнего Новгорода, Курска, Пятигорска, Калининграда, литературном заповеднике «Михайловское» (Псковская область), а также Клайпеды (Литва), Варшавы, Ольштына (Польша), Таллинна (Эстония), Варны, Шумена (Болгария), Дженовичи (Черногория). Перевод на эстонский одного из рассказов о деревенском детстве.

январь 2019 г.– творческие встречи в университетах и гимназиях, в Российском центре науки и культуры Варшавы и Кракова (Польша)

февраль 2019 г. – творческие встречи в информационном центре при Центральной юношеской библиотеке им. Р. Гамзатова в Махачкале (Республика Дагестан)

март 2019 г. – творческие встречи на факультете русистики Эрджиейского университета в г. Кайсери (Турция), перевод на турецкий рассказа «Королевская охота».

3-9 мая 2019 г. – председатель жюри Ш Международного литературно-художественного конкурса «Образ Крыма», творческие встречи в библиотеках и музеях  Симферополя, Ялты, Севастополя.

20-27 мая 2019 г. – участие в 1У Международном литературном конкурсе «Русский Гофман» в Калининграде. Победитель в номинации «Проза». Член жюри международного литературного конкурса имени ФатыхаКарима в городе Багратионовске (Калининградская область)

5-12 июня 2019 г. – председатель жюри Х1 международного литературно-художественного фестиваля «Русские мифы» (Дженовичи, Черногория)

28-30 июня 2019 г. – участие в фестивале «Архангельск принимает гостей», творческие встречи в библиотеках г. Архангельска, запись радиопрограммы на городской радиостудии

23-30 июля 2019 г. – участие в международных литературно-образовательных чтениях в Гданьске (Польша) «Образ города в литературе и искусстве». Перевод на польский язык новеллы «Маргарита Глебовна».

19-21 августа 2019 г. – член жюри международного литературного фестиваля «Интеллигентный сезон» (Саки, Республика Крым), творческий вечер, встреча с участниками и жюри фестиваля

23-27 августа 2019 г. – член жюри межрегионального конкурса-фестиваля творчества школьников «Начало», творческий вечер в поселке Солотча, встреча с рязанскими педагогами

29 августа – 5 сентября 2019 г. –  участник 19-х Дней русской культуры в Варненском регионе Болгарии, творческие встречи в Варне, Шумене, презентация книги «Девятый», выпущенной на болгарском языке

Июль 2019февраль 2020 г. – член жюри Всероссийской литературной премии имени Ф.А. Абрамова «Чистая книга»

5-9 марта 2020 г. – член жюри международного литературно-музыкального фестиваля «Арфа Давида» (Назарет, Израиль)

Март 2020 г. – Член жюри Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина

Жаль, но такой страницы не существует.

Вернуться на главную

Иногда я отвлекаюсь от любимой прозы и погружаюсь в документалистику, в историческую публицистику – эти направления мне также по душе. Я люблю анализировать различные события, происшедшие когда-то. В жанре исторической публицистики сделал несколько научных открытий. Считаю это одним из результатов своей писательской деятельности. Скажите, кто из серьёзных писателей, разрабатывающих историческую тему, не хотел бы работать в главных хранителях исторических тайн – в закрытых архивах? Мне посчастливилось попасть туда, потому как тема моей кандидатской диссертации была напрямую связана с дореволюционными и послереволюционными событиями. Мне был открыт доступ в самые закрытые архивы нашей страны – в Ленинграде, Москве, Минске, Тамбове, Ростове-на-Дону, Архангельске.

Морские берега, словно из старинных скандинавских саг, из навеянных древней историей походов новгородских ушкуйников, из седых северных былин: вылизанные суровыми ветрами-«морянками», обглоданные волнами валуны на солнечном припёке, развалившиеся по обширным отливным мелководьям… Карбасы на якорных рейдах вдоль цветных поморских деревень… Сами деревни, вытянувшиеся по морским побережьям и вдоль устьев рек, впадающих в море… Купола церквей над шиферными крышами… Мужики и жёночки, сидящие в предвечернее время на брёвнышках на морском бережке, судачащие о житейских, насущных своих делах, о том, да о сём, о своём важном… Жители деревень и сёл, раскидавших деревянные дома по прибрежному песку. Спокойные, умиротворённые. С простыми, озабоченными повседневными заботами лицами. При встречах с тобой неизменно доброжелательные, готовые помочь в любом посильном деле… Сосны, выбежавшие из леса на песчаный мыс, обнявшие друг друга крепкими ветвями. Вместе им легче противостоять суровым морским шквалам… Поросшие можжевёловыми кустами песчаные надувы на пустынных пляжах перед сосновыми да еловыми пляжами… Обстановка спокойствия, надёжности, крепости. Это мир Летнего берега Белого моря, там, где я родился. Люди частенько интересуются: почему такое название у морского берега? Там что – лето круглый год? Да нет, дорогие мои! Конечно, какое постоянное лето может быть в северном краю! Просто поморы, населяющие Белое море, издревле называют Север – «зимой», а Юг – «летом». Это означает, что Летний берег – это часть Белого моря, расположенная с южной его стороны.  Вообще, у нашего моря все берега имеют названия. Кроме Летнего и Зимнего, ещё и Онежский, Двинской, Поморский, Карельский…

И начали первопроходцы, назвавшие себя «поморами» ловить рыбу: треску, навагу, сёмгу, камбалу, палтуса, стали шить лодьи-карбасы и выходить далеко в море, развернули рыбную торговлю…

Чем живёт-кормится поморский народ, чем он увлекается, какие проблемы он испытывает, каков он на рыбалке – обо всём этом и о многом другом вы сможете узнать из моих рассказов и повестей.

Я родился и вырос в поморской деревне на берегу Белого моря, где своеобразный быт укоренился ещё при древних новгородцах, первых пришедших в те места. Сохранить память об этом крае, рассказать о его своеобразии – одна из ключевых задач моего творчества. Поэтому в большинстве моих повестей и рассказов говорится о том, как жили и как живут поморы теперь. Насколько я понимаю, кроме меня, об этом не рассказывает никто.

Собственное детство – тема, наиболее близкая человеку, входящему в литературу. Огромное влияние на меня – юного читателя – оказали произведения писателей-северян: сказки Бориса Шергина, былины Степана Писахова, детские рассказы Евгения Коковина и, конечно, мировая приключенческая классика – Жюль Верн, Майн Рид, Джек Лондон. Эти произведения глубоко запали в мою мальчишечью душу и оказали воздействие на моё становление как начинающего литератора. Работая в журналистике, я, честно говоря, не соприкасался с художественной литературой, хотя, конечно, развивал своё перо и рано оказался готов для овладения более серьёзными литературными жанрами. Но довольно суровые условия моей работы долгое время не давали мне возможности обратиться к литературе. Всё, как всегда, решил случай, хотя и не очень жизнерадостный. Однажды, в 1980 году, я попал в больницу и долго был прикован к постели. Получилось так, что в числе людей, разделивших мою безрадостную участь нахождения на больничной койке, был известный драматург и детский писатель Юрий Принцев. И он, знакомый с моими журналистскими работами, порекомендовал попробовать себя в писательстве, сказав, что времени слишком мало, чтобы его тратить понапрасну. Так я начал писать. Плодотворно и полезно было в моём положении заниматься литературным трудом. Так родилась моя самая первая повесть – «Первый бал Пеструхи». Я помню, как Юрий Яковлевич, очередной раз навестив меня, забрал мою тетрадку. Я вполне был готов к тому, что он раскритикует мой текст. На удивление, он сделал некоторые замечания, но в целом меня похвалил. Мне было радостно, что мои литературные потуги не пропали даром. Потом мною как начинающим писателем занимались не менее известные прозаики Святослав Сахарнов, Глеб Горышин, Виктор Голявкин, Валерий Воскобойников, Виктор Конецким, Валентин Пикуль, поэт Глеб Горбовский. Поэтому я считаю себя наследником лучших традиций знаменитой ленинградской школы детской литературы.

Представляю новгородца, впервые вышедшего на беломорский берег. Перед ним, долго и нудно бродившему по таёжным дебрям Заволочья, вдруг открылся огромный, светлый простор, бескрайняя водная ширь, уходящая за горизонт. Потрясённый неведомыми доселе красотами, он присел на морской бережок, загляделся и… захотел здесь остаться навсегда. Но вот беда, не было у него ни достаточных припасов, ни одежды на все сезоны, ни  снастей, чтобы ловить рыбу… Не было товарищей, чтобы совместно обустраивать жизнь. Но главное, у первого пришельца не было надёжного оружия для того, чтобы добыть себе пищу, заполучить шкуры животных, из которых можно изготовить крепкую обувь, тёплый покров для тела и жилья. И человек вернулся в родной Великий Новгород. Но потом, через небольшое время, он опять пришёл на Белое море с ватагой таких же, как и он сам, искателей вольной волюшки и новых, более обильных, чем вокруг Нового Города, промысловых мест. К ним стали присоединяться другие их земляки, только уже хорошо вооружённые, оснащённые всеми необходимыми снастями.

Надо тут сказать, что суровые условия жизни на Севере побуждали местных жителей заниматься и охотой, и поморы всю свою историю занимались ею. Всегда прибыльной считалась охота на песца, оленя, нерпу, моржа, гренландского тюленя, на белого медведя… В результате торговое дело расширялось всё больше, во многих прибрежных хозяйствах появился достаток, а с ним и досуговое время, когда можно было заняться каким-то любимым делом. Вот с этого периода и начала активно развиваться на Беломорье лесная промысловая и так называемая любительская охота. Самой суровой, непредсказуемой и опасной всегда являлась охота на бурого медведя. Ею занимались только наиболее отчаянные, молодецкие «сорвиголовушки» - крепкие, вёрткие и удачливые промысловики молодого возраста. Они не признавали никаких ружей и винтовок. Хаживали  на лютого «ушкуя» считай с голыми руками – с одной только «рогатиной» - с заострённой толстой палкой. Прёт на молодца из берлоги оскалившийся зверь-гигант, а тот не шелохнётся, подпускает на самое близкое расстояние, и, когда медведь перед самым охотником встаёт во весь рост (а так зверь делает всегда, чтобы передними лапами разбить человеку голову), промысловик упирает комелёк палки в землю, упирает другой острый конец медведю в грудь, и «ушкуй» всем своим весом наваливается на «рогатину», протыкает сам себя…

Охотничьи походы с ружьём в лес всегда для поморов были средством прокормить семью, как правило, многочисленную. Рябчики, тетерева, глухари – вот обычные трофеи. Кроме того,  во все годы активно ловились в силки, в капканы, хитроумные самодельные ловушки лесная пернатая дичь, белки, куницы, а то и росомахи… Пушной зверь неизменно был хорошим подспорьем для жителей Поморья. Его шкурки высоко ценились в заготовительных конторах. Однако добыча зверя или птицы никогда не являлись главным для поморского охотника. В здешних местах часто можно увидеть такую вот картину. Лесное озеро. На его бережке сидит-посиживает человек с ружьём, местный мужичок. Ружьё валяется рядом, как бесполезный и ненужный предмет, а сам он, раскрыв рот, с умилением глядит на озеро, на деревья, висящие над водой, на уток, плешущихся в дальних кустах… Человек забыл, зачем сюда пришёл с ружьём. Он залюбовался Природой.

Или вот. Охотник давно уже расслышал глухариное токование. Он тихо и осторожно идёт к нему, идёт… И выходит к огромному пространству, на котором не растут деревья. Над древним болотом горит, полыхает во весь восточный горизонт огненный рассвет. По всей его шири разбросаны тёмно-синие пятна плоских облаков, подпалённые снизу багровыми отсветами восходящего солнца. А над болотом стоит, упираясь прямо в тёмную небесную утреннюю высь, такая же древняя, как это старое болото, одна-единственная сосна. Вся она обглодана временем, на ней совсем уже нет коры, ветви давно потеряли иголки, но сосна стоит крепко, потому, что просмолённая, крепкая, настоявшаяся древесина её до сих пор молода и звенит, будто поёт песенки юная девчонка. Охотник видит, как  толстом суку сосны поёт глухарь. На фоне розовой зари хорошо видны его изящные очертания. Он вытянулся вдоль сука, выпрямил в восторге песни длинную, мохнатую шею,  огромным торжественным веером распушил густой хвост…

Охотник не станет убивать этого глухаря. Он послушает вечную музыку его пения, полюбуется самой Природой и уйдёт домой.

Представляю новгородца, впервые вышедшего на беломорский берег. Перед ним, долго и нудно бродившему по таёжным дебрям Заволочья, вдруг открылся огромный, светлый простор, бескрайняя водная ширь, уходящая за горизонт. Потрясённый неведомыми доселе красотами, он присел на морской бережок, загляделся и… захотел здесь остаться навсегда. Но вот беда, не было у него ни достаточных припасов, ни одежды на все сезоны, ни  снастей, чтобы ловить рыбу… Не было товарищей, чтобы совместно обустраивать жизнь. Но главное, у первого пришельца не было надёжного оружия для того, чтобы добыть себе пищу, заполучить шкуры животных, из которых можно изготовить крепкую обувь, тёплый покров для тела и жилья. И человек вернулся в родной Великий Новгород. Но потом, через небольшое время, он опять пришёл на Белое море с ватагой таких же, как и он сам, искателей вольной волюшки и новых, более обильных, чем вокруг Нового Города, промысловых мест. К ним стали присоединяться другие их земляки, только уже хорошо вооружённые, оснащённые всеми необходимыми снастями.

Надо тут сказать, что суровые условия жизни на Севере побуждали местных жителей заниматься и охотой, и поморы всю свою историю занимались ею. Всегда прибыльной считалась охота на песца, оленя, нерпу, моржа, гренландского тюленя, на белого медведя… В результате торговое дело расширялось всё больше, во многих прибрежных хозяйствах появился достаток, а с ним и досуговое время, когда можно было заняться каким-то любимым делом. Вот с этого периода и начала активно развиваться на Беломорье лесная промысловая и так называемая любительская охота. Самой суровой, непредсказуемой и опасной всегда являлась охота на бурого медведя. Ею занимались только наиболее отчаянные, молодецкие «сорвиголовушки» - крепкие, вёрткие и удачливые промысловики молодого возраста. Они не признавали никаких ружей и винтовок. Хаживали  на лютого «ушкуя» считай с голыми руками – с одной только «рогатиной» - с заострённой толстой палкой. Прёт на молодца из берлоги оскалившийся зверь-гигант, а тот не шелохнётся, подпускает на самое близкое расстояние, и, когда медведь перед самым охотником встаёт во весь рост (а так зверь делает всегда, чтобы передними лапами разбить человеку голову), промысловик упирает комелёк палки в землю, упирает другой острый конец медведю в грудь, и «ушкуй» всем своим весом наваливается на «рогатину», протыкает сам себя…

Охотничьи походы с ружьём в лес всегда для поморов были средством прокормить семью, как правило, многочисленную. Рябчики, тетерева, глухари – вот обычные трофеи. Кроме того,  во все годы активно ловились в силки, в капканы, хитроумные самодельные ловушки лесная пернатая дичь, белки, куницы, а то и росомахи… Пушной зверь неизменно был хорошим подспорьем для жителей Поморья. Его шкурки высоко ценились в заготовительных конторах. Однако добыча зверя или птицы никогда не являлись главным для поморского охотника. В здешних местах часто можно увидеть такую вот картину. Лесное озеро. На его бережке сидит-посиживает человек с ружьём, местный мужичок. Ружьё валяется рядом, как бесполезный и ненужный предмет, а сам он, раскрыв рот, с умилением глядит на озеро, на деревья, висящие над водой, на уток, плешущихся в дальних кустах… Человек забыл, зачем сюда пришёл с ружьём. Он залюбовался Природой.

Или вот. Охотник давно уже расслышал глухариное токование. Он тихо и осторожно идёт к нему, идёт… И выходит к огромному пространству, на котором не растут деревья. Над древним болотом горит, полыхает во весь восточный горизонт огненный рассвет. По всей его шири разбросаны тёмно-синие пятна плоских облаков, подпалённые снизу багровыми отсветами восходящего солнца. А над болотом стоит, упираясь прямо в тёмную небесную утреннюю высь, такая же древняя, как это старое болото, одна-единственная сосна. Вся она обглодана временем, на ней совсем уже нет коры, ветви давно потеряли иголки, но сосна стоит крепко, потому, что просмолённая, крепкая, настоявшаяся древесина её до сих пор молода и звенит, будто поёт песенки юная девчонка. Охотник видит, как  толстом суку сосны поёт глухарь. На фоне розовой зари хорошо видны его изящные очертания. Он вытянулся вдоль сука, выпрямил в восторге песни длинную, мохнатую шею,  огромным торжественным веером распушил густой хвост…

Охотник не станет убивать этого глухаря. Он послушает вечную музыку его пения, полюбуется самой Природой и уйдёт домой.