Надежда Роднова

 

Душа просит…

 В прошлом году мне довелось побывать на Летнем берегу Белого моря, в деревне Лопшеньга, на родине писателя Павла Кренёва, окунуться в атмосферу его творчества и понять (надеюсь!) истоки той человеческой теплоты, которой пронизаны все его произведения.

Он сделал прекрасную карьеру как военный - дослужился до генеральского звания, занимал крупные государственные должности – был даже представителем президента РФ по Архангельской области, живет в престижном районе Москвы, имеет дачу в не менее престижном районе средней полосы, но в душе остался поморским мальчишкой Пашкой, для которого нет ничего ближе и дороже маленькой Лопшеньги, где он бывает ежегодно, и ее жителей. Самые добрые и теплые его рассказы – именно о них, о своем детстве и о родных местах.

После жизни, до предела наполненной событиями и нелегкими обязанностями на службе Отечеству, у него наконец появилась возможность остановиться, оглянуться и начать делать то, чего давно просила душа – рассказывать людям о суровом, но таком родном Белом море, о «пунашках, воротчах и госьбе», о походах за форелью, о Беляке и Пятнышке, о трудном поморском быте, который воспитывает характер, какого нет ни у кого – цельный, честный, преданный делу, стойкий и несгибаемый, способный противостоять любым бедам и злейшим врагам.

Так из-под его пера вышли «Светлый-пресветлый день (Мгновения детства)», «Дедушко Павлин», «Звездочка моя ясная», «Лёня Коткин – полярный лётчик», «Моряк со «Стремительного», «Долги наши» и другие произведения.Они переведены на многие европейские языки, и теперь и там постигают загадочный северный характер.

Самая подкупающая его черта как писателя и человека – умение помнить добро, а вторая, естественное продолжение первой - неразрывная связь со своими корнями. Пронзительный рассказ «Добрые люди, или как я поступал в суворовское училище» - дань благодарности тем, кто помог мальчишке из глухой северной деревни, до которой «только самолетом можно долететь», исполнить свою мечту – поступить в суворовское училище в Ленинграде. Каждый раз, когда судьба подставляла ему подножку на пути к достижению этой самой мечты, находился человек, который не жалел времени и денег, чтобы дать возможность мальчику с пятью рублями в кармане добраться до цели. Заключительная фраза рассказа – «Они, наверное, давно забыли об этом, а я – помню» вызывает слезы, потому что помнить добро более чем через полвека – дорогого стоит.

Может быть, потому, что он мой земляк, что я из такой же глухой деревни, как он, что мое поступление в Московский университет было во многом похоже, я так его понимаю. Но думаю, что и другие читатели воспринимают этот рассказ как исповедь человека, который всей своей жизнью доказал, что не зря люди, поддержавшие его на пути к мечте, помогали ему, что их усилия не пропали даром, что он тоже отплатил добром за их душевный порыв.

Ну а связь с корнями прослеживается во всех его произведениях – и не только в них. Любовь к малой родине у него деятельная – он восстановил церковь в Лопшеньге, где когда-то был священником его прадед, вместе с братьями привел в порядок родовое гнездо – дом на самом берегу Белого моря, где они выросли, финансирует поездки детей из Лопшеньги и окрестностей на экскурсию в Москву и делает много других дел на пользу своим землякам.

Дань памяти он отдал и своему деду Егору Ермолаевичу Бадогину – пулеметчику Гражданской и Великой Отечественной войн, пропавшему без вести весной 1942 года в Кестеньгской операции Карельского фронта, написав повесть «Огневой рубеж пулеметчика Батагова». Это произведение очень достойно дополняет литературу о Великой Отечественной войне, созданную прежде всего ее участниками – Юрием Бондаревым, Борисом Васильевым, Виктором Астафьевым, Константином Симоновым, Григорием Баклановым и другими замечательными писателями.

В 2020 году, в канун 75-летия Победы, вышла книга Павла Кренёва «Поморский полк», в которой объединены две его повести и два рассказа о войне. Кроме «Огневого рубежа…», в которой война описана как работа, которую нужно делать добросовестно и обстоятельно, чтобы враг не прошел, это «Дядя Вася», «Мина» и «Девятый». Первая – о человеческой подлости и возмездии за нее, вторая – о любви и верности, третья – о наших днях, в которые, к сожалению, тоже идет война, в данном случае – война в Приднестровье. Простыми словами в них рассказано о непростых ситуациях, из которых с честью выходят настоящие поморы.

Много теплых строк посвящено в его произведениях и матери с отцом – мудрым людям, сумевшим воспитать своих пятерых детей честными, цельными натурами. Все они состоялись в жизни, получили хорошие профессии и достойно себя проявили и как специалисты в своем деле, и как семьянины. Крепка семья – крепка Россия – это про них.

Добрый человек не может не любить животных. Тем более тот, кто вырос на природе и чувствует себя ее неотделимой частью. Пронзительные рассказы и повести Павла Кренёва о братьях наших меньших можно с полным правом поставить в один ряд с произведениями Ивана Тургенева, Дмитрия Ушинского, Джека Лондона, Гавриила Троепольского. «Беляк и Пятнышко», «Первый бал Пеструхи», «Белоушко», «Успокойсь», «Беспалый» - уже классика анималистской литературы. Мирное сосуществование человека и животных, даже самых грозных – вроде медведя, крупные следы которого прямо на территории Лопшеньги я видела прошлым летом – должно быть, по мысли автора, естественным и неизбывным. Ушел за своей любовью-медведицей в другие края Беспалый, который немало досаждал герою одноименного рассказа Феофану – и тому сразу «стало немного грустно. Будто от жизни оторвалась какая-то дорогая и важная частица, упала на дорогу и потерялась. И на том месте, где она оторвалась, образовались прохлада и пустота».

Работая над диссертацией, Павел Кренёв немало времени провел в архивах. Результатом стали не только степень кандидата юридических наук, но и несколько исторических очерков, объединенных в итоге в сборник «Черный коршун русской смуты», также вышедший в 2020 году. «Бенефис не состоялся» посвящен работе петроградских чекистов по разгрому английской резидентуры в нашей стране в первые годы советской власти. «Я свидетельствую» - на основе документов писатель доказывает, что именно Михаил Шолохов, и никто другой, был автором романа «Тихий Дон». «Как Россию-матушку делили» повествует о тяжелых временах начала прошлого века, когда «две страшные силы: Антанта - Соединенные Штаты Америки вкупе с Англией и Францией, с одной стороны, и Германия с Австрией и Турцией – с другой» пытались разорвать на части нашу Родину, как они «уничтожали друг друга в неправедных боях,… как взаимно ненавидели друг друга». Приводя исторические факты, ранее не обнародовавшиеся, автор  показывает, что и революция случилась не просто так, что и в ее свершении далеко не все было гладко, что в ней противоборствовали разные силы, внешне вроде бы делавшие общее дело. Подводные камни мировой политики, о которые и сегодня заставляют спотыкаться Россию, - явление не новое. Преодолевать эти пороги мы научились, хоть это и дорого нам обходится. Оно и понятно: опыт – сын ошибок трудных, как сказал великий Пушкин.

Длинных произведений Кренёв не пишет – его повести занимают от силы сто страниц. Чувствуется профессиональный журналист, которого размеры газетной полосы много лет заставляли быть кратким и точным (Павел Григорьевич после суворовского училища окончил факультет журналистики Ленинградского университета). Но и в сто страниц он успевает вместить столько, сколько многие другие описывают не в одном томе. Впрочем, здесь он не первопроходец – классик французского детектива Жорж Сименон, например, многие свои 100-страничные произведения называет романами. И это правильно, потому что главное – не объем, а качество. Краткость, как известно, – сестра таланта. А Павел Кренёв в коротком тексте успевает полностью выразить суть идеи произведения.

И еще одну особенность творчества писателя надо отметить –любовь к северной «говоре», по-научному выражаясь, к диалектизмам, которыми так богат язык поморов. «Баять», «порато», «охтемнеченько» и другие подобные слова и выражения звучат музыкой северной души, которую пишет композитор слова.

Для земляков Павел Кренёв – это Павел Григорьевич Поздеев, член правления Поморского землячества в Москве, один из создателей этой организации, спокойный, рассудительный человек, чье слово весомо без патетики, которую он очень не любит, предпочитая ей простое и  доброжелательное общение.

…Когда-то давно, когда Павел был подростком, в Лопшеньге впервые появился писатель Юрий Казаков. Коренной москвич, выросший на Арбате, он влюбился в Русский Север и потом часто туда ездил. Эта земля, сказано в Википедии, «влекла его первозданной самобытностью. На протяжении многих лет заполнял он «Северный дневник» — собрание путевой прозы, исторических экскурсов, портретов поморов».В 1977-м, когда Павел был уже взрослым человеком, Казаков написал «Поедемте в Лопшеньгу». Став сам писателем и заместителем председателя правления Союза писателей России, Кренёв организовал на своей малой родине литературный фестиваль имени Юрия Казакова. Это еще раз говорит о том, что добра и добрых слов, сказанных о его родных краях, этот человек не забывает. Цельная натура, душа которой живет на Летнем берегу Белого моря.