Павла Григорьевича Кренева (Поздеева) хорошо знают в литературном мире страны: он ведет общественную деятельность в качестве заместителя председателя Союза писателей России, выступает  в жюри широко известных литературных конкурсов, которые  проводятся как на федеральном уровне, так и в регионах,  и продолжает писать повести и рассказы, считая для себя важным и необходимым делом показывать людям свое видение жизни. Его книги регулярно выходят в московских издательствах.  Однако же, на родине писателя – в нашем городе и в Архангельской области (а Павел Григорьевич родом из Лопшеньги, что на побережье Белого моря,) его имя как автора художественных произведений недостаточно хорошо известно. И вот – первая книжная ласточка в виде книги рассказов о войне  вышла в канун 75-летия Великой Победы в архангельском издательстве «Лоция»  под названием  «Поморский полк». 

Руководитель издательства – Тамара Валентиновна Овчинникова – познакомилась с писателем в прошлом году, когда Павел Григорьевич  приезжал в Архангельск для подготовки литературного конкурса  «Чистая книга», посвященного 100-летию Федора Абрамова, членом жюри которого он являлся. Тогда он сожалел, что жители Архангельской области не знают его книг и выразил желание издать сборник рассказов именно в Архангельске. Идея воплотилась в жизнь в мае 2020 года выходом его сборника военных повестей. О книге мы попросили рассказать автора Павла Григорьевича Кренева.

- Павел Григорьевич, для вас 9 мая – День победы что значит?

То же, что и для всего нашего народа. В этот день семьдесят пять лет назад мы обломали рога страшному зверю – фашистскойГермании. Если бы мы этого не сделали, народ наш сейчас жил бы под ярмом и вкалывал на чьих-то чужих плантациях. А толстомясые хозяева лупили бы нас плётками.

- Когда вы пишете военные рассказы, вы вспоминаете свое военное прошлое или военную историю  ваших родственников? Ведь книга – это, прежде всего, художественное произведение, в котором есть доля вымысла и фантазии автора.

Я  из старинного поморского рода, а поморы, как известно, всегда верой и правдой служили России. Прадедушка мой Андрей Васильевич Поздеев служил боцманом на знаменитом военном клипере «Наездник, который многажды упоминается в произведениях Валентина Саввича Пикуля» Клипер этот вместе с дедом участвовал в войнах, кругосветных путешествиях… Родной мой дед (отец матери)Бадогин Егор Ермолаевич, пулемётчик Будёновской армии, погиб на Карельском фронте в Великую отечественную. Двух близких людей – дедов по отцовской и материнской линии – Алексея Васильевского и Александра Волокитина увидел недавно на фотографии. Два российских солдата стоят рядышком после награждения медалями за свои военные подвиги в Первой мировой войне, снимок примерно  1915 года. Интересно, что тогда совсем молодые парни, еще не знали, что тоже станут близкой роднёй.

Отец мой - Поздеев Григорий Павлович, всю войну служил на Северном флоте сигнальщиком, вдоволь хлебнул военного лиха…

Мой родственник – Андрей Павловский работал боцманом на ледокольном судне «Сибиряков», повторившим подвиг «Варяга». Летом 1942 года он вместе  с командой своего сравнительно небольшого судна и маленькой пушечкой принял неравный бой в Карском море со стальной громадиной – немецким линкором «Адмирал Шеер». Немцы сняли остатки команды с уже почти затопленного «Сибирякова», и родственник мой попал в фашистский плен. До конца войны находился в военном концлагере, в Норвегии.

Еще один мой близкий родственник по материнской линии – Андрей Худяков воевал на Русско-Японской войне. Был он рулевым матросом броненосца «Стерегущий». В феврале 1904 года корабль был подбит в бою, но в самый критический момент, когда японцы намеревались зайти на палубу и взять броненосец на буксир, команда не сдалась врагу, и затопила свой корабль, открыв кингстоны… Теперь в Питере, на Петроградской стороне, стоит памятник этому подвигу, и на его оборотной стороне выбита в металле судовая роль, где отчеканено и имя моего родственника.

Всегда останавливаюсь здесь и снимаю шапку… Боевое прошлое моей родни – верный мой компас, указующий на правильный в жизни курс.

Я очень рано и очень серьезно начал делать выбор, чем в жизни заниматься? Собственно говоря, особенного выбора-то и не было: я в любом случае хотел быть военным, только вот каким – или военным лётчиком, или военным моряком? Получилось так, что не стал я ни тем, ни другим специалистом, а вот военным стал. В пятнадцатилетнем возрасте поступил в Ленинградское суворовское военное училище и успешно закончил его. Потом была долгая учеба и долгая работа. У меня высокое воинское звание. Правда, теперь я в отставке, по возрасту.

Конечно, когда в своих произведениях  затрагиваю тему войны, я не могу не обращаться к военному опыту моих родственником. Мне этот опыт как-то ближе, чем чужой. Например, моя повесть «Огневой рубеж пулемётчика Батагова» рассказывает о последнем бое моего дедушки Егора. Таким, каким я его вижу.

- В одной из социальных сетей девушка спрашивала, что почитать о войне, потому что она запуталась: и Первая мировая война, и Вторая, и Великая Отечественная… Как вы думаете, насколько важно подрастающему поколению знать о войне, или так: о войнах, в которых наша страна принимала, к сожалению, участие?

К сожалению – это правильное уточнение, потому как Россия на войны никогда не  напрашивалась. Войны навязывались ей.

Чудные дела сейчас творятся в образовании, в формировании исторической памяти. Мне частенько приходится выступать, например, перед современными студентами. Поражаюсь  уровню исторических знаний некоторой части молодёжи. Я недавно в большой студенческой аудитории задал простенький провокационный вопрос: кто одержал победу в войне Сталина и Наполеона? Уж, казалось бы, сама такая постановка – глупее её не придумаешь. Великовозрастные детки в самом деле стали ломать голову: кто же, действительно, кто? Пока не нашелся один головастенький и не выдал правильный ответ.

О тяжелейшей, страшнейшей войне, в которой каждая ныне живущая семья кого-то потеряла, как это ни прискорбно, молодёжь стремительно забывает, хотя на полях сражений лежат родные и близкие этой самой молодёжи. Мир давно живёт без войн, без суровейших потрясений, которые они влекут за собой. И сами собой постепенно стираются острые грани времён, до крови ранившие  наши сердца совсем ещё недавно. Мир потихоньку успокаивается, дремлет в тихом, умиротворённом забытьи… И, когда кто-нибудь начинает трепать струны тревожного прошлого, ему говорят: да успокойся ты, не видишь, люди видят сладкие сны.

Я не против этих снов. Я против сладкого умиротворения. Однажды, как это было в сорок первом,  можно опять проснуться от грохота бомб, разрывающих наши дома. Или не проснуться, потому что бомба разорвала и твой дом.

Не думаю, что такое наше поведение может понравиться погибшим родным, они ведь всё видят, и они нас судят.

- Павел Григорьевич, ваши пожелания нашим читателям, для которых ваше имя, возможно, впервые, откроется книгой «Поморский полк».

Я бы очень хотел, чтобы меня читали на родной моей земле. Ведь правда: я в Москве и не только в ней – известный писатель, у меня вышло семнадцать книг, меня постоянно кто-нибудь хвалит в столичной прессе. А в Архангельске и даже в Соломбале, где на Набережной Георгия Седова проходила часть моего детства, мало кто меня читал. Знаю, что виновен в таком положении только я сам – значит, мало что предлагал архангельским читателям.Недоработку эту надо мне как-то исправлять. Этим теперь и буду заниматься.

Вот, уже вышел «Поморский полк» - книга с военной тематикой, на очереди – еще одна книжка, тоже в «Лоции», только там будут рассказы и повести о нашем родном «Архангельском городе», о славном Поморье – моей Родине,  о людях, о животных, о зверях, в общем, о нашем поморском житье-бытье.

А главное моё пожелание  моим дорогим читателям: читайте книги Павла Кренёва! В них вы во многом узнаете самих себя.

- Спасибо за интервью и желаю вам здоровья для осуществления всех ваших литературных замыслов.

Благодарю Вас и поздравляю с Великим праздником Победы!

 

Беседу вела Тамара Овчинникова